Отчет о походе н/к с элементами 5 к.с. (Северо-Западный Памир, хр. Дарвазский, Петра Первого), июль-август 2013г., Руководитель Соломонов А.А.
Нитка маршрута: киш. Поймазор - р.Дарайпоймазор - р.Пулковка - пер. Пулковский (1Б, 4408 м) - р.Мумбни (Ванчдара) - лед. Гармо - пер. Беседина (3А, 5190 м) - лед. Дорофеева - лед. Гандо - р.Аводара - пер. Юбилейный (2Б, 4700 м) - лед. Сурган - р. Сугран
- Справочные сведения
- Содержание отчета
- Общая идея похода
- Варианты подъезда и отъезда
- Аварийные выходы с маршрута и его запасные варианты
- Изменения маршрута и их причины
- График движения
- Техническое описание прохождения группой маршрута
- Потенциально опасные участки на маршруте
- Перечень наиболее интересных объектов на маршруте
- Смета маршрута
- Итоги, выводы и рекомендации по прохождению маршрута
- Копия маршрутной книжки
- Перечень перевалов на фотографиях
- Приложения
Справочные сведения
Проводящая организация.
Район похода
Северо-Западный Памир ( Хр. Дарвазский, Петра Первого)
Общие справочные сведения о маршруте.
вид туризма |
категория сложности маршрута |
протяженность активной части, км |
продолжительность активной части |
сроки проведения | |
общая | ходовых дней | ||||
горный | н/к с эл-ми 5 к.с. | 135,3 | 13 | 13 | июль-август 2013 |
Подробная нитка маршрута
Заявленный маршрут
киш. Гиджоваст - киш. Поймазор- пер. Пулковский (1Б, 4408м) - лед. Гармо - пер. Беседина (3А, 5190 м) - лед. Гандо - пер. Юбилейный (2А, 4700 м) - лед. Сугран - пер. Наблюдений (3А, 5412 м) - лед. Шини-Бини - пер. Шапак (2Б, 5300 м3) - лед. Шапак - лед. Фортамбек - пол. Москвина (МАЛ) - пик Корженевской (рад, 3А, 7105 м.) - Джиргиталь
Пройденный маршрут
киш. Поймазор - р.Дарайпоймазор - р.Пулковка - пер. Пулковский (1Б, 4408 м) - р.Мумбни (Ванчдара) - лед. Гармо - пер. Беседина (3А, 5190 м) - лед. Дорофеева - лед. Гандо - р.Аводара - пер. Юбилейный (2Б, 4700 м) - лед. Сурган - р. Сугран
Обзорная карта региона с указанием маршрута, подъездов и отъездов.
Определяющие препятствия маршрута
вид препятствия |
категория трудности |
длина | характеристика препятствия | путь прохождения |
перевал Беседина | 3А | 21,5 км | Высота 5200м, снежный склон, в хр. Петра Петрового
Местоположение: севернее п. Шмидта (5375 м) Соединяемые ледники, долины: л. Гандо, л. Дорофеева, Ориентация перевальных склонов: восток-запад |
лед. Гармо - лед. Гандо |
Список группы
№ | Ф.И.О. | опыт | обязанности |
1 | Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра. | 5 г.у. Памир, Тянь-Шань, 4 г.у. Тянь-Шань | руководитель |
2 | Березкин Александр Владимирович | 3 г.у. Кавказ, н\к с эл-ми 4 к.с. | реммастер |
3 | Волков Михаил Андреевич | 4 г.у. Тянь-Шань, 3 г.р. Тянь-Шань | видеооператор |
4 | Дорожкин Алексей Викторович | 5г.у. Памир-алай | снаряженец |
5 | Кылосова Екатерина Сергеевна | 5 г.у. Кавказ | завхоз |
6 | Румшиская Алена Дмитриевна | 4 г.у. Кавказ | медик |
Адрес хранения отчета
Московский Городской Центральный Туристкий Клуб. Москва, ул. Александра Солженицына, д. 17, стр. 1
Поход рассмотрен МКК с указанием шифра полномочий
Городской центральный туристский клуб Москвы, 177-00-56666252
Содержание отчета
Общая идея похода
основной идеей похода было побывать в высоких горах, посмотреть и пройти ледники Гармо и Гандо, добраться до МАЛ.
Варианты подъезда и отъезда
Подъезд под маршрут осуществляется из Душанбе (это ближайший крупный город с международным аэропортом). Подъезд до долины р. Ванч возможен на практически любой машине, дальше лучше использовать машину с высокой проходимостью типа УАЗ, ГАЗ 66 или УРАЛ, т.к. от киш. Вань-Вань дорога идет прямо по каменистому руслу реки Ванч.
На всем протяжении всего пути дороги плохого качества и необходимо чтобы у машины были, как минимум, инструменты для замены колеса и сами запасные колеса.
Для пребывания в долине р. Ванч и на всем пути по нашему маршрут у каждого участника должны быть:
- Регистрация в Таджикистане
- Погран. пропуск в ГБАО
- Разрешение на посещение национального парка (можно купить при въезде в нац парк).
Посещение Таджикистана для Российских граждан возможно как по внутригражданскому паспорту так и по заграничному паспорту.
Транспорт для заезда можно найти в городе или заранее заказать в турфирме (как мы и сделали). Качество услуг отличаться сильно не будет, зато отличие в цене будет значительное.
Выезд из района возможен либо автомобильным транспортом из киш. Девсиар (Девшар) до Душанбе либо вертолетом из МАЛ до г.Джиргиталь, а дальше автотранспортом до Душанбе.
Аварийные выходы с маршрута и его запасные варианты
Аварийные выходы
- из долины р. Гармодара, Дарай-поймазор - эвакуация в долину р. Ванч до киш. Поймазор
- с лед. Гармо, лед. Ванчадара, лед. Беседина - эвакуация по долине р. Гармо до с. Пашимгар
- с лед. Гандо, лед. Дорофеева - эвакуация по долине р. Гармо и р. Киргиз-Об до с. Пашимгар
- с лед. Сугран, лед. Родионова, лед. Шини-бини - эвакуация по долине р. Сугран, р. Муксу до киш. Девсиар
- с лед. Шапак, лед. Фортамбек - эвакуация по долине р. Фортамбек, р. Муксу до киш. Девсиар или в МАЛ на лед. Вальтера
Запасные варианты
- Вместо пер. Беседина (МКТ) (3А, 5190 м) - пер. Аводара (2А, 4935 м) или пер. Кашдара (2А)
- Вместо пер. Наблюдений (3А, 5412 м) - пер. 50 лет КПУ (2Б, 4990 м)
Изменения маршрута и их причины
При подъеме на пер. Юбилейный (2Б, 4985) участнику Березкину А. в ногу попал камень. Вследствии этого при нагружении ноги сильная боль отдавалсь в область ягодицы. Было принято решении о спуске группы на лед. Сугран, а оттуда уже эвакуация по аварийному маршруту. Информация о несчастном случае была передана в КСС (фирма "Памир Пикс"), координатору в Москву, страховую компанию СК Альянс (Allianz).
Страховая компания обещала подтвердить эвакуацию вертолетом на утро следующего дня. Памир Пикс, в свою очередь, подтвердили готовность вылета вертолетом. Однако, утром СК Альянс (Allianz) же не была готова предоставить вертолет и только "кормила нас обещаниями" до полудня, а потом отказала нам в эвакуации на основании следующих доводов:
- они не эвакуируют с высоты 5000 м (при этом вертолет готов был лететь)
- оплачивать нашу эвакуацию должна проводящая орагнизация
- нас должны бесплатно эвакуировать МЧС Таджикистана
Получив отказ от страховой компании решили самостоятельно транспортировать пострадавшего по лед. Сугран до киш. Девсиар, а дальше добираться до Душанбе.
График движения
День |
Дата | Участок | Метраж | врем.ход. ЧЧ:ММ | Характеристика пути |
1 | 22.07.2013 | киш. Поймазор - р. Гармо-Дара - терассы над р. Гармо-дара | 4819 | 03:25 | хорошая тропа в первый час ходьбы, слабо заметные тропы. При выходе на терассы - конгломератный склон заросший травой. уклон до 30 градусов. |
2 | 23.07.2013 | терассы над р. Гармо-дара - р. Дарай-Поймазор | 8058 | 05:50 | тропа в районе коша, дальше травянистый склон заросший кустарником, конгломерат поросший кустарником и травой. уклон до 30 градусов. Вдоль реки Дарай-Поймазор движение по крупной скально-осыпной породе, встречаются ровные площадки для ночевки. |
3 | 24.07.2013 | р. Дарай-Поймазор - р.Пулковка - ледник под пер. Пулковский 1(1Б, 4408 м) | 8501 | 06:23 | крупная осыпь на правом берегу р. Дарай-Поймазор. Переправа через Дарай-Поймазор проблем не представляет. подъем по р. Пулковка - крупно блочная скальная порода. Терассы. Подход под ледник цирка пер. Пулковский 1 - скально-осыпной кулуар. |
4 | 25.07.2013 | ледник под пер. Пулковский 1 (1Б, 4408 м) - пер. Пулковский 1 (1Б, 4408 м) - лед. Ванчдара (Мумбниа) | 9525 | 06:51 | Ледник в начале открытй, потом становится закрытым. Перевальный склон - мелка сыпуха. Крутизна перевального склона до 35 градусов. Спуск с перевала - снег, движение в связках (есть берги). Ледник Ванчдара (Мумбниа) закрытый, движение в связках, трещин почти нет. Постепенно ледник становится открытым. |
5 | 26.07.2013 | лед. Ванчдара (Мумбниа) - р. Ванчдара (Мумбниа) - полудневка | 8791 | 03:30 | Открытый ледник постепенно переходит в морену, морена обрывается к реке ледовыми выходами. Левый берег реки Ванчдара пологий, движение проблем не предсталяет. |
6 | 27.07.2013 | р. Ванчдара (Мумбниа) - лед. Гармо | 10368 | 05:00 | уровень падения воды за ночь составил 1,5 м. Переправа в районе разливов реки Ванчдара. Переправа стенками по 3 человека, течение сильное. от переправы до лед. Гармо движение по травяным терассам. Подъем на лед. Гармо по ледовой стенке (крутизна 30 град, высота 10 м). Ледник зачехлен, есть выходы льда ввиде крутых стенок. |
7 | 28.07.2013 | лед. Гармо - 1-я ступень ледопада под пер. Беседина (МКТ) - 2-я ступень ледопада под пер. Беседина (МКТ) - ледник под пер. Беседина (МКТ) | 7279 | 06:45 | подъем под 1-ю ступень по зачехленному леднику с выходами льда в виде стенок. Обход первой ступени по мелко-осыпному склону, задернованной морене, крутизна склона 30 градусов. Выход выше второй ступени ледопада по мелко-осыпному склону. Движение по леднику в связках, есть трещины. |
8 | 29.07.2013 | ледник под пер. Беседина (МКТ) - пер. Беседина (МКТ) (3А, 5190 м) | 5243 | 10:20 | перевальный склон в основании пересечен бергом, проходим его в связках и в связках подходим под скальный пояс в правой (по ходу) части склона. В процессе движение с левой (по ходу ) части склона падают камни. Провешиваем веревку до скал и дальше вешаем через центр ледового лба. Первая станция на скалах, последняя на ледорубах, все остальные - на ледобурах. Всего провешено 5 веревок, крутизна склона до 60 град. Перевальная седловина - огромное снежное поле. |
9 | 30.07.2013 | пер. Беседина (МКТ) (3А, 5190 м) - лед. Дорофеева - лед. Гандо | 13103 | 07:05 | движемся в правую часть лед. Дорофеева. Ледник закрытый на всем протяжнии (до лед. Гандо), движение в связках. Обходим снежные сбросы и выходим на центр ледника. Много трещин. Ледник Гандо сильно разорван, постоянно отправляем разведку, начинаем вешать веревки. провесили 2 веревки. |
10 | 31.07.2013 | лед. Гандо - лед. под пер. Юбилейный (2Б, 4985 м) | 6956 | 08:40 | продолжаем двигаться по лед. Гандо, провесили еще 5 веревок и вышли на правый борт лед. Гандо. Движемся по скально-осыпному склону. Подъем в цирк пер. Юбилейный - осыпной склон крутизной 30 градусов. Выход на ледник под пер. Юбилейный - ледовый лоб, ледник имеет широкие трещины пересекающие его из одного конца в другой. Доходим до закрытой части ледника. |
11 | 01.08.2013 | лед. под пер. Юбилейный (2Б, 4985 м) - пер. Юбилейный (2Б, 4985 м) - лед. Перевальный | 5968 | 07:40 | ледник в цирке пер. Юбилейный закрытый, движение в связках, есть трещины. Перевальный склон - мелкая сыпуха, в середине сыпуха закрыта снегом. глубина снега по колено, крутизна 60 град. под перевальным взлетом - натечный лед и мелкая сыпуха. Перевальная седловина - скально снежное ребро. Спуск с перевала - снежный склон подрезанный трещинами. Провесили одну веревку на спуск. Крутизна склона 45 град. Ледник Перевальный закрытый, движение в связках, много трещин. |
12 | 02.08.2013 | лед. Перевальный - лед Сугран | 10529 | 06:00 | Ледник Перевальный закрытый, движение в связках, много трещин. Ледник Сугран открытый и пологий. Дошли до левого притока лед Сугран в верховьях которого находятся пик Липского (5628 м) и Направляющий (5158 м) |
13 | 03.08.2013 | лед Сугран - р.Сугран | 13631 | 07:15 | ледник становится закрытым мореной, постепенно морена становится сильно всхолмленой. Спуск с лед Сугран к р. Сугран - огромный моренный вынос с обнажением льда. Движение вдоль р. Сугран проблем не представляет - ровные песчанно галечные терассы. |
14 | 04.08.2013 | р. Сугран - вертолет в Бишкек | 0 | 00:00 | песчанная терасса не доходя лед. Бырс. |
итого | 112771 | 84:44 | |||
итого с коэффициентом 1,2 | 135325 |
Техническое описание прохождения группой маршрута
Везде в описании:
- время дается местное
- направление «лево», «право» указано орографически за исключением специально оговоренных случаев.
- Время движения – Чистое ходовое время.
- Все расстояния даются без коэффицента 1,2.
Киш. Поймазор – р. Дарай-поймазор
День 1
Прибыли к мосту через р. Гармо-Дара в 08:35 часов. Дальше машина проехать не может, т.к. дорога очень узкая и предназначена для гужевого транспорта. Весь путь от Душанбе до места старта занял 1,5 суток (машина ломалась около 15 раз, а у водителей не было никакого инструмента с собой даже запасного колеса. Машину арендовали через фирму Памир Пикс).
Пока выгружались из машины и переупаковывали вещи подошел сотрудник Национального парка и сообщил, что нужно пройти с ним в кишлак Поймазор для регистрации в журнале посещений. Поскольку заранее мы оплатили принимающей нас фирме Памир Пикс все разрешения на посещения, в том числе и нац парка, то мы особо не беспокоились.
По факту выяснилось, что Памир Пикс не перевел деньги в нац парк и нам пришлось заплатить еще раз на месте. Процесс выяснения занял 01:45 часов.
В 10:45 часов Вернулись к ожидавшей нас группе и начали движение по маршруту.
Дорога пересекает р. Гармо дара по бревенчатому мосту и дальше уходит в направлении киш Вань-Вань (т.е. вниз по течению р. Ванч). В конце дороги стоит кош, за которым находится подъем на хребет.
До коша дошли за 55 минут. Зашли за него и начали подъем в направлении большого камня стоящего перед своеобразными скальными воротами (узкий проход между скал).До камня дошли за 2 ходки по35 мин каждая.
По имеющемуся у нас описанию сказано «После «каменных ворот» тропа поворачивает направо вверх, в ущелье. После входа в ущелье необходимо повернуть направо (по ходу) и по еле заметной тропке в скальном кулуаре начать обход скального прижима. Это наиболее быстрый путь, т.к. тропой активно пользуются местные жители для выхода на верхние пастбища .». Однако,это не совсем так. Необходимо после «каменных ворот» двигаться прямо и только после прохождения небольшого скального выхода повернуть направо по ходу. К этому моменту должны быть уже видны тропы ведущие в нужном правлении.
Мы же основываясь на описании сразу за «каменными воротами» повернули направо и начали подниматься вверх по склону. Склон местами достигает 30 градусов. Высота подъема составляет 220 м. Время затраченное на подъем по склону составило 01:15 часа.
На склоне, куда мы поднимались, находятся ровные площадки поросшие травой, выше площадок на склоне (под единственной арчой) находится источник воды. Еще один источник воды находится в восточной оконечности площадок в 10-15 мин ходьбы – это ручей стекающий со склона ущелья. Возле ручья стоит кош и пасутся домашние животные.
Решаем здесь остановиться на ночевку.
Координаты места ночевки: 71° 56' 56.6826" E, 38° 39' 48.2855" N
День 2
Подъем в 05:00, выход в 07:10.
За 30 мин доходим до ручья, возле которого стоит кош. Чистим зубы, умываемся и набираем воды.
Проходим кош и оказываемся на краю цирка поросшего травой, далеко внизу виднеются реки Гармо-дара и Дарай-поймазор. Поросль на слонах цирка – колючки и юган. Характер почвы – жесткий конгломерат. Предпочтительно движение в жестких ботинках, не смотря на то, что кругом трава. Нигде в цирке воды нет, хотя видны пересохшие русла ручьев. Принимаем решение двигаться к дальнему склону цирка в направлении самых нижних скальных выходов над рекой Дарай-поймазор.
Дошли до скальных выходов за 01:40 часов. Решаем спуститься к реке и сделать обед. Спуск составляет 40 градусов высота спуска примерно 100 м. характер склона – жёсткий конгломерат. Время спуска заняло 30 мин.
Лучше пройти дальше без спуска к воде примерно 15 минут. Здесь находится немного более пологий склон и спуск к воде более удобный.
Спустились к р. Дарай-поймазор и вдоль правого берега реки прошли 45 мин до прижима. Здесь сделали обед и после него начали подъем вертикально вверх с целью прохождения прижима.
Поначалу подъем не представляет сложности, поднимаемся по руслу пересохшего ручья, пройдя половину склона упираемся в заросли кустарника выше человеческого роста.
Начинаем уходить в право и влево на склоны. Возрастает крутизна до 30 градусов. Конгломерат очень гладкий и ботинками приходится цепляться за мельчайшие камешки вступающие из него. Возможно, движение в кошках облегчит подъем.
Время подъема на склон составило 01:00 час.
Дальнейший путь не представляет сложности и идет вдоль правого берега р. Дарай-поймазор.
На берегу реки есть отличное место для ночевки – березовая роща с ровными площадками.
Мы проходим дальше и в 17:45 встаем на ночевку. Время движения от верха прижима до ночевки составляет 01:25 мин.
Координаты места ночевки: 71° 57' 21.7431" E,38° 41' 19.9087" N
р. Дарай-поймазор – пер. Пулковский (1Б, 4408 м) – лед. Ванчдара (Мумбниа)
день 3
подъем в 05:00, выход в 07:00
идем вдоль р. Дарай-поймазор. Через 02:00 часа выходим к огромному валуну стоящему возле слияния р. Пулковка и р. Дарай-поймазор. Прямо возле него переходим реку по одному. Брод не представляет сложности, но вода на удивление очень холодная.
Р. Пулковка стекает двумя ручьями, расстояние между которыми составляет 300 м.
Подниматься решаем не по ближайшему ручью, а по дальнему, т.к. там ниже крутизна склона. Движение по ручью происходит по крупным каменным блокам. Вода в ручье мутная.
Выходим в висячую долину р. Пулковка. Здесь делаем обед, виден огромный моренный вал являющийся окончанием ледника. Время движения от переправы 01:00 час.
На обеде очень жарко, спасает положение наличие тента. По причине жары продлеваем обед.
Выходим с обеда в 15:00 часов.
За 01:28 часа походим под начало подъема на моренный вал запирающий ледник. Высота перепад моренного от низ до верха составляет 230 м. Принимаем решение двигаться прямо по руслу ручья разделяющего моренный вал на две части. Движение происходит по крупно-блочной осыпи. Движение возможно как пол левому так и по правому берегу ручья.
Время затраченное на прохождение моренного вала составляет 01:35 часа. Ровные площадки для ночевки находятся на левом берегу ручья почти сразу за окончанием подъема на вал. Виден наш перевал. Во всех имеющихся у нас описаниях – снежный подъем, однако мы видим осыпной склон без малейшего намека на снег. Предчувствуем что подъем будет тяжелым.
Координаты места ночевки: 71° 56' 22.4034" E,38° 43' 24.6051" N
день 4
подъем в 05:00, выход в 07:00
Движемся в направлении центра ледника по левому берегу ручья. Через 00:35 мин движения от места ночевки подходим под ледник. Выход на ледник представляет не очень крутой ледовый лоб, который легко проходится без кошек. Через 01:23 часа движения от начала ледника он становится закрытым, связываемся.
Ближе к перевальному взлету ледник становится сильно разорванным и приходится тратить много времени на разведку пути прохода. Время движения в связках до подножья перевального склона составляет 01:58 часа.
Развязываемся, снимаем кошки и начинаем подъем на перевал. Перевальный взлет представляет из себя мелкую осыпь крутизной 30-35 град. Высота перевального взлета составляет 130 м. Движемся плотной группой, серпантином, в касках.
Под седловиной перевала небольшой снежник. Выходим на перевал Пулковский 1 (1Б, 4408 м, по GPS высота 4530 м) в 14:15 часов. Время прохождения перевального взлета составило 00:45 мин.
На перевале обнаружили записку т\к МАИ от 14.08.2010 руководитель Чижик Д.В.
Как видно с перевала оптимальный путь подхода со стороны р. Пулковка – вдоль правого борта цирка. Здесь разломов практически нет.
Перевальная седловина снежная, северная сторона перевала снежная. На перевале есть трещины. Связываемся. Спуск с перевала находится восточной части перевала. Начало спуска представляет из себя снежную стенку высотой 1,5 м. внизу которой находится трещина. Стенка проходится на 3 такта со страховкой. Дальнейший спуск до ровно части не представляет сложности. Время спуска всей группы с перевала составило 00:25 мин.
Как только спустились до ровного места – делаем обед. Воду топим из снега. Выход с обеда в 16:50.
Движемся по леднику Ванчдара в связках до слияния с левым притоком. Движение происходит по центру ближе к левой части, т.к. справа находятся сильные разломы. По ходу нашего движения трещины практически отсутствуют. Выходим на открытый ледник и встаем на ночевку. Время движения от обеда до места ночевки составило 01:45 часа.
Координаты места ночевки: 71° 55' 55.8048" E,38° 45' 54.3752" N
Координаты перевала: 71° 58' 3.9641" E,38° 44' 58.6269" N
Участок | Путь, м | Крутизна, град | Время, час:мин | Количество | характер пути, тактика и техника передвижения | |
Веревок, м | Точек.страх | |||||
ледник Пулковский 1 | 5096 | 22 | 03:56 | 0 | 0 | закрытый ледник, трещины, движение в связках |
Перевальный взлет | 544 | 34 | 00:45 | 0 | 0 | мелко-осыпной склон, движение плотной группой |
седловина перевала | 194 | 10 | 00:40 | 0 | 0 | снежная, трещины |
спуск с перевала | 325 | 32 | 00:25 | 5 | 1 | снег, трещины, движение в связках с переменной страховкой |
ледник Ванчдара | 3365 | 13 | 01:45 | 0 | 0 | закрытый ледник, связки |
день 5
подъем в 05:00, выход в 07:30
движемся по открытому леднику до появления моренных валов. Смещаемся к правому борту и по моренным валам начинаем спуск к реке. Морена имеет выходы льда, которые круто обрываются в сторону реки.
Через 01:20 часа движения спустились к месту где р. Ванчдара вырывается из-под ледника. Поленились прямо в этом месте перейти реку на правый берег, т.к. переход был возможен только траверсом по ледовой стенке, которой морена обрывается в реку. Это было ошибкой. Переходить реку нужно в самом начале или искать выходы с морены сразу на правый берег. В надежде найти место переправы мы спустились по левому берегу чуть ниже середины долина Ванч-дара. Вода за это время значительно прибыла и мы поняли что уже точно сегодня не переправимся.
Решили сделать обед и полудневку, а также поискать место переправы на утро завтрашнего дня. Время движения от устья реки до места обеда - 02:10 часа.
После обеда сходили ниже по течению реки и через 1,4 км от лагеря обнаружили место где река разливается на несколько рукавов. Здесь будем переправляться. Координаты места переправы: 71° 54' 1.3966" E,38° 48' 17.4979" N
Координаты места ночевки: 71° 54' 14.5229" E,38° 47' 41.0804" N
день 6
подъем в 03:00, выход в 04:30
Сегодня встаем пораньше чтобы пока не началось таяние снегов успеть перейти реку. Судя по линии на камнях вода спала примерно на 1,5 метра по высоте.
Через 35 мин после выхода подошли к месту переправы. Стенками по 3 человека перешли. Брод особых проблем не вызвал кроме последнего рукава – он оказался самым мощным и даже сбило с ног одного из человек. Оставшиеся смогли удержать его и успешно вышли на другой берег.
Движемся в правый край долины где она соединяется с лед. Гармо. По пути попадаются следы человеческого пребывания (ржавые банки и другие артефакты). Через 45 мин подходим к краю ледника Гандо. В этом месте долина р.Ванчдара обрывается вниз небольшим 20 метровым склоном, внизу растрескавшаяся грязь (видимо раньше здесь было озеро), в правой части долина Ванчдары отгорожена от лед. Гармо стеной из спекшегося конгломерата.
Мы спускаемся к бывшему озеру и подходим к краю лед. Гармо. Ледник возвышается 10 м стенкой с уклоном 30 градусов. Лед частично засыпан обломочной породой. Поднимаемся без кошек.
Вышли на ледник – весь ледник под моренным чехлом и только в некоторых местах есть выходы льда. Продвижение до центра ледника серьезных проблем не представляет. Дальше зашли в зону разломов и решили отправить разведку.
По результатам разведки есть проход в правой части ледника, однако он представляет из себя постоянное движение вверх-вниз по большим ледниковым валам. Идем туда.
К 16:35 часам вышли на ровный ледник напротив входа в ущелье где находится пер. Беседина. Ледопад с ледника Беседина выглядит очень сложным. Отправляем на разведку 2-х человек, а сами начинаем готовить ужин.
Через 60 мин вернулись разведчики и доложили, что ледник не так уж и страшен и без проблем проходится до осыпного склона
Координаты места ночевки: 71° 54' 47.0502" E,38° 50' 59.7311" N
Лед. Гармо – пер. Беседина (МКТ) (3А, 5190 м) – лед. Гандо
День 7
подъем в 04:00, выход в 06:15
Язык ледника – ледопад зачехленный мореной. Поднимаемся по центру, в одном месте необходимо пройти вертикальную стенку высотой 2 метра, для этого одеваем кошки. Дальнейшее движение без кошек.
В процессе подъема открывается отличный вид на весь ледник Гармо и мы видим, что в своем центре ледник имеет ровное течение и если бы мы не стремились идти как можно ближе к правому борту ледника Гандо, то значительно меньше времени и сил потратили на его прохождение.
Поднимаемся до ледового лба от места ночевки за 01:10 часа. В этом месте ледник стекающий из цирка пер. Беседина образует ступень ледопада круто обрывающуюся в сторону долины лед. Гармо. Принимаем решение обойти его справа (по ходу) по осыпному склону. Выбираем путь между двух скальных останцев торчащих на гребне.
К этому моменту солнце осветило верхушку ледопада и оттуда полетели камни непрерывным потоком.
Подъем под скальные останцы занял 50 мин (уклон примерно 30-40 градусов), поворачиваем за ними на лево (по ходу) и еще через 45 мин поднимаемся на гребень древней морены. Выйдя на гребень обнаруживаем что находимся выше первой ступени ледопада стекающего из цирка пер. Беседина.
Продолжаем движение по гребню, подходим к месту слияния морены и начала второй ступени ледопада. Морена отделена от ледника глубоким ранклюфтом. Вдоль левого борта ледника идет отличная «дорога», по которой можно без проблем выйти к перевалу.
Не найдя выхода на ледник поднимаемся выше на морену и оказываемся на травянистой площадке. Видно что здесь часто останавливаются группы на ночевку. Воды нет. Красивый вид на долину лед. Гармо и окружающие горы. По имеющемуся у нас описанию здесь ночевали группы, по чьему отчету мы идем.
Время движение от выхода на моренный гребень выше первой ступени ледопада до текущего места 40 мин.
Координаты площадки 71° 54' 2.2843" E,38° 51' 32.1549" N
Поднимаемся еще выше в течении 45 мин. И выходим на небольшую площадку здесь уже лежит снег и есть жидкая вода (лужа с талой водой). Делаем обед. Время 12:10.
Координаты обеда 71° 53' 57.3918" E,38° 51' 38.8465" N
С места нашего обеда открывается отличный вид на цирк пер. Беседина (МКТ).
Выходим с обеда и траверсом вдоль левого борта цирка выходим на ледник. Ледник закрытый, идем в связках. Через 02:35 мин от выхода встаем на ночевку. Немного не дошли до перевального взлета.
За сегодня мы прошли расстояние, на которое по плану у нас отводилось два дня.
Координаты места ночевки: 71° 52' 36.8391" E,38° 52' 13.9748" N
День 8
подъем в 05:00, выход в 07:10
За 60 мин подошли в связках под перевальный склон. Внизу склон подрезан бергшрундом, который мы проходим в связках. Верх склона освещается солнцем и начинают прилетать камни. Сначала движемся в связках в направлении скал находящихся в правой левой (по ходу) части склона. Крутизна склона 30-35 градусов. Через 01:20 часа от начала подъема на перевал подходим под скалы и начинаем пересекать склон вправо (по ходу) по наплавлению к выходам скал. Через 25 мин подходим под скалы. Здесь крутизна возрастает до 40-45 градусов.
Начинаем вешать веревки. Первую веревку крепим на скалах, находящихся в левой части склона.
Поначалу поднимаемся по кулуару находящемуся между ледовым лбом и скалами, но к тому моменту когда уходят последние участники на станцию начинают лететь камни и сходить небольшие лавинки по этому кулуару, поэтому последние лезут уже прямо по скалам.
От станции на скалах вешаем перила по ледовому лбу. Станции на бурах кроме последней веревки – она на ледорубах. Уклон составляет до 60 град. Всего еще провешено было 4 веревки. Время подъема от первой станции до последней составило 07:35 мин. Последняя станция была организована в 20 м по высоте от перевальной седловины. От последней станции в связках выходим в 18:10 часов на перевал.
Перевал представляет из себя широкое снежное поле. Ночуем на перевале.
Координаты места ночевки и перевала: 71° 51' 36.9755" E,38° 52' 32.5137" N
Участок | Путь, м |
Средняя Крутизна, град |
Время, час:мин | Количество | характер пути, тактика и техника передвижения | |
Веревок, м | Точек.страх | |||||
первая ступень лед. Беседина | 2940 | 35 | 03:05 | 0 | 0 | Ступень в нижней части представляет зачехленный ледник - проходится без связок, без кошек, трещин нет. Ступень в верхней части сильно разорвана, постоянный камнепад - пожэтому обходим ее справа (по ходу) по травянисто-осыпным склонам |
вторая ступень лед. Беседина | 5590 | 33 | 04:40 | 0 | 0 | пологий закрытый ледник без резкого набора высоты, есть трещины. Левый борт ледопада имеет ровную поверхность, открыт и почти не имеет трещин. Обходим ступень по левому осыпному склону и выходим на ледник в верхней части. Движение в связках по леднику. |
восточный перевальный взлет | 3830 | 45 | 07:20 | 275 | 5 | Низ склона подрезан бергшрундом -проходим его в связках. Поднимаемся в связках под скалы справа (по ходу). Первую станцию крепим на скалах, дальнейшее движение по перилам по центру "ледового лба" находящегося по центру перевального взлета. Все станции (кроме первой и последней) - на ледобурах, последняя - на ледорубах. От последней станции в связках выходим на седловину перевала. |
седловина перевала | 564 | 10 | 00:45 | 0 | 0 | Снежное поле, есть трещины, передвижение в связках. Много мест под палатки. Тур не обнаружили.Карниз в сторону лед. Гармо. |
ледник Дорофеева | 8555 | 16 | 02:20 | 0 | 0 | С перевала уходим к правому борту лед. Дорофеева под склоны пер. 30 лет Победы. Дальше выходим на центр ледника Дорофеева. Все движение осуществляется в связках. Лденик закрытый, много трещин. |
День 9
подъем в 05:00, выход в 07:45
Для приготовления завтрака топим снег. Выходим в связках в направлении лед. Дорофеева.
Если двигаться строго перпендикулярно перевалу, то выйдем на скально-ледовые сбросы, необходимо двигаться сразу направо под склоны перевала 30 лет Победы (3Б, 5450 м) и далее вдоль правого борта лед. Дорофеева выходить на середину ледника.
От перевала Беседина (МКТ) до правого борта лед. Дорофеева трещины почти нет, крутизна спуска составляет 15-20 град.
Ледник Дорофеева закрытый почти до самого слияния с лед. Гандо. Движение в связках на всем пути. Много трещин, прохождение рекомендуется в первой половине дня пока снег не раскис.
Общее направление движения по леднику – до правого борта чтобы обойти скально-снежные сбросы, далее постепенно смещаемся к центру ледника (т.к. там мало трещин). Обед делаем на слиянии лед. Дорофеева и Гандо.
Время движения от перевала до лед. Гандо составило 03:00 часов.
Ледник Гандо представляет из себя невообразимый хаос трещин и разломов. Двигаемся пока есть возможность вдоль левого борта лед. Гандо. Движение сложное, иногда приходится идти траверсом прямо по осыпному борту долины. Доходим до начала ледопада стекающего из-под цирка пика Герасимова (5083) и в этом месте начинаем пересекать ледник Гандо. Время движения от обеда 01:25 часов.
Выход на ледник сложен – приходится постоянно искать проходы в ледопаде, отправлять разведку. В итоге уперлись в широкую трещину, которую уже никак не обойти – вешаем перила, спускаемся и поднимаемся из трещины, находим ровную площадку и встаем на бивуак в 17:55 часов.
Координаты места ночевки: 71° 45' 56.0410" E, 38° 53' 53.9109" N
Лед. Гандо – пер. Юбилейный (2Б, 4985 м)– лед. Сугран
День 10
подъем в 05:00, выход в 06:55
Начинаем вешать веревки прямо от места ночевки, продолжаем постоянно отправлять разведку. Разведчики проходят примерно 300 метров, дальше вешаем веревки все повторяется снова. В общей сложности сегодня при пересечении ледника было провешено 5 веревок.
В 11:30 часов вышли на правый борт ледника Гандо. Проходим еще 60 мин до ледниковых озер находящихся у слияния цирка пика Эдельштейна (5489м) и ледника Гандо и встаем на обед.
После обеда продолжаем в течении 25 мин движение вдоль правого борта лед. Гандо. Не доходя 470 м. до реки стекающей их цирка перевала Юбилейный начинаем набор высоты. Характер склона средняя осыпь крутизной 20-30 градусов.
Через 50 мин выходим на боковой гребень морены ледника, в цирке которого находится перевал Юбилейный (2Б, 4985 м). Продолжаем движение по гребню морены и за 01:20 мин выходим на центр ледника.
Ледник открытый и имеет широкие трещины. Для поиска мостов приходится пересекать от одного края ледника до другого. Через 30 мин от выхода на ледник достигаем зоны закрытого ледника. Пробуем двигаться в связках, но снег сильно раскис и первый постоянно проваливается – не удалось продвинуться даже на 50 метров. Встаем на ночевку.
Координаты места ночевки: 71° 44' 35.9500" E,38° 54' 39.5187" N
День 11
подъем в 05:00, выход в 07:45
За 45 мин подходим под перевальный взлет в связках. Мосты держат хорошо, почти не проваливаемся, тропежки почти нет.
Перевальный взлет представляет из себя скальную осыпь, внизу осыпь закрыта снегом, в месте перехода с ледника на перевальный склон имеется бергшрунд. Судя по камня у подножья перевального склона – днем здесь постоянно сыпет.
Проходим берг в связках и выходим на осыпь, развязываемся, снимаем кошки. Дальнейшее движение по осыпи вверх до «скальных ворот». Выше уже лежит снег почти до самого перевальной седловины. Крутизна склона в нижней части перевала составляет 45 градусов и постепенно увеличивается к верху до 60 градусов. Ближе к седловине вначале снег становится глубоким (выше колена), а потом обнажается лед, который лежит на скальной осыпи. Лед имеет очень маленькую толщину, но вполне выдерживает вес человека.
Под самой седловиной осыпь уже очень мелкая и движение очень проблематичное. Высота перевального взлета составляет 400 м. Время подъема от ледника до перевальной седловины составило 03:40 мин.
Координаты перевальной седловины.
Снята записка группы туристов Клуба Туристов СПб Государственного университета от 12 августа 2011 г. руководитель Витчак Д.Н.
При подъема на перевал произошло ЧП – сверху со скал вытаял огромный камень и падая вниз по склону большим осколком попал в ногу Березкину Александру. Медик оказал необходимую помощь. Решаем продолжить подниматься на перевал по причинам:
· До верх осталось идти немного и вверх ближе и легче чем вниз.
· В случае плохого диагноза выход по Суграну значительно легче чем по лед. Гандо
· При выходе через лед. Сугран возможна самостоятельная эвакуация до населенного пункта.
На перевале готовим обед, медик еще раз осматривает пострадавшего и принимаем решение о аварийном сходе с маршрута, т.к. состояние Александра вызывает серьезное беспокойство, а также он не может наступать на ногу.
Спуск с перевала находится в северо-восточной части перевала.
В 14:15 начинаем спуск с перевала. Движемся в связках. На спуск провесили одну веревку. Перевальный взлет на спуск представляет из себя снежный склон, иногда встречаются трещины.
Высота перевального склона на спуск 60 м. Уклон в самой крутой части 45 градусов.
За 40 мин спустились на лед Перевальный. Ледник закрытый, движение в связках. Через 01:00 часа подошли к ступени ледопада, под снегом глубокие трещины, снег раскис и уже не держит. С трудом проходим трещины и выходим на более-менее ровную часть ледника. Встаем на ночевку.
Сообщаем в ПСС, Москву, Страховую о несчастном случае. Страховая обещает утром вертолет.
Координаты места ночевки: 71° 44' 11.6207" E,38° 55' 58.3919" N
Координаты перевала:
Участок | Путь, м | сред Крутизна, град | Время, час:мин | Количество | характер пути, тактика и техника передвижения | |
Веревок, м | Точек.страх | |||||
ледник до перевального взлета | 2645 | 30 | 0 | 0 | открытый ледник постепенно переходящий в закрытый, на всем протяжении ледник имеет широкие трещины, которые перекрыты снежными мостами. Движение по закрытой части в кошках. | |
перевальный взлет | 1532 | 45 | 03:40 | 0 | 0 | Нижняя часть подрезана бергшрундом, который проходится по снежному мосту. До середины перевального взлета характер склона - мелкая осыпь, далее осыпь закрыта глубоким снегом. При подходе к седлодвине снег переходит в ледовую корку лежащую на осыпном склоне. Под самой седловиной мелкая каменная осыпь. От начала снега в середине перевального взлета движение в кошках. |
седловина перевала | 20 | 10 | 00:05 | 0 | 0 | Небольшая осыпная полка переходящая в снежный наддув на северо-западной части перевала. Возможна установка палаток для чего нужно выкопать площадку в снежном наддуве. |
перевальный спуск | 690 | 42 | 00:40 | 50 | 1 | Снежный склон, есть трещины, движение в связках. Веревку закрепили на широкой снежной полке на 10 метров ниже седловины перевала. |
ледник Перевальный | 4392 | 30 | 04:45 | 0 | 0 | закрытый ледник, много трещин, 2 ступени ледопада, движение в связках. |
Ледник Сугран
День 12
подъем в 05:00, выход в 07:00
В связках за 02:10 часа спускаемся на ледник Сугран. Мосты с утра держат хорошо. Для спуска уходим в правую часть ледника, хотя, как оказалось потом, при взгляде снизу слева спуск был более пологий и возможно было меньше трещин. Находим ровную площадку для посадки вертолета и останавливаемся на ней.
Ставим тент, связываемся с ассистанс (global voyager assistance). На первом сеансе связи говорят что улаживают какие-то формальности и вертолет будет. Буквально через 30 мин начинаются какие-то странные вопросы из разряда «кто проводящая организация вашей экспедиции», «регистрировались ли вы в местном МЧС», «кем вам приходится координатор в Москве» и т.д.
Еще через 30 мин получаем ответ от страховой они не эвакуируют с высоты 5000 м (при этом вертолет готов был лететь). На наш вопрос если мы спустим до высоты 4500м ассистанс сообщили что сообщат чуть позже.
Еще через час global voyager assistance сообщили, что оплачивать нашу эвакуацию должна проводящая организация. Зачем спрашивается мы тогда страховались у СК Альянс (Allianz) ??
Еще через час ассистанс сообщили, что нас должны бесплатно эвакуировать МЧС Таджикистана. Говорим, что в Таджикистане граждан другой страны бесплатно спасать никто не будет.
Понимаем, что скорее всего нас никто спасать не собирается и нужно выходить своими силами. Готовим обед и после него выходим в 13:10 вниз по Суграну.
Ледник ровный, открытый практически без трещин. Двигаться нужно по самому простому пути – он же будет самым быстрым.
Через 03:50 часа доходим до ледника втекающего слева в лед Сугран, и в верховьях которого находятся пик Липского (5628 м) и Направляющий (5158 м)
Вечером звонит уже сама страховая СК Альянс (Allianz), а не ассистанс и интересуются здоровьем пострадавшего и нашими координаторами. Говорим что все без изменений – ходить не может. Страховая интересуется возможностью посадки вертолета рядом с нами.
Через час СК Альянс (Allianz) опять перезванивает и отказывает в эвакуации – мы даже не удивляемся.
Координаты места ночевки: 71° 41' 18.5290" E,38° 58' 1.6682" N
День 13
подъем в 05:00, выход в 07:05
Постепенно ледник становится зачехленным мореной и по нему становится не так просто идти. Ближе к высоте 3500 м ледник представляет из себя валы обломочной породы, на которые нужно подниматься и спускаться.
В 12:00 часов встаем на обед не доходя 1,8 км до слияния с лед.Шини-бини. Опять звонит global voyager assistance и интересуется здоровьем пострадавшего и нашими координатами.
Выходим с обеда в 13:30 часов. Рельеф становится еще более сложным. Через 60 мин подходим к слиянию с лед. Шини-Бини.
Ледник Шини-бини обрывается в долину огромным ледовым выносом. Ледник сильно разорван, из под него вытекает мощный поток, который затем уходит под ледник Сугран. Брод его невозможен, да он и не нужен т.к. вплотную к правому берегу подходит осыпной склон. Ледник Сугран в этом месте обрывается в сторону лед. Шини-бини внушительной ледовой стеной.
Уходим на центр ледника Сугран и продолжаем движение по нему. На карте указано, что к этому моменту ледник должен же закончиться, однако, в реальности это не так. Через 01:40 часа выходим к языку ледника Сугран. Фактически он находится на 640 м южнее р. Гюльчатсу.
Левый берег р. Сугран не проходим, т.к. он имеет крутой склон и река плотную подходит к склону.
Выходим на правый берег р.Сугран и в 18:00 мин останавливаемся на ночевку немного не доходя моренного выноса лед .Бырс.
Переход р. Гюльчатсу проблем не представляет даже вечером.
Вечером получаем смс от global voyager assistance, что нам назначен санрейс (вертолет) с просьбой подтвердить и уточнить координаты. Как потом выяснилось, что вертолет нам дали по причине того что наш координатор в Москве обратился в посольство Таджикистана с просьбой помочь в спасении. Посол Таджикистана уже по своим каналам сообщил о данной проблеме и только после этого ассистанс гарантировал оплату вертолета.
Координаты места ночевки: 71° 41' 14.8763" E,39° 03' 10.1125" N
День 14
подъем в 05:00.
Звонок из Памир Пикс для уточнения наших координат. Обещают, что вертолет будет через 2 часа. Просят подготовить место под посадку и обозначить его чем-то ярким.
Выбираем площадку, стелим оранжевый тент от палатки. Через 3 часа прилетает вертолет и всех нас забирает в Душанбе.
Потенциально опасные участки на маршруте
- ледник Гандо - сильно разорван
- ледник Дорофеева - много закрытых трещин, лучше проходить рано утром.
- южный склон пер. Юбилейный (2Б, 4985м) - камнеопасно, большая крутизна склона.
- ледник Перевальный - много закрытых трещин, лучше проходить рано утром.
Перечень наиболее интересных бъектов на маршруте
- ледник Гандо
- ледник Гармо
- слияние ледников Сугран и Шини-Биини
Смета маршрута
Стоимость, EUR | |||||
услуга | виды | цена, EUR | кол-во | на 1 человека | на группу |
разрешение в ГБАО* | 20 | 1 | 20 | 120 | |
регистрация до 3-х месяцев** | 50 | 1 | 50 | 300 | |
встреча в аэропорту и трансфер | минибас | 20 | 1 | 20 | 120 |
размещение в Душанбе (ночь) | гостиница | 30 | 2 | 60 | 300 |
трансфер из Джиргиталя в Душанбе | минибас | 40 | 1 | 40 | 240 |
трансферт в Поймазор с багажом | минибас | 100 | 1 | 100 | 600 |
перелёт в одну сторону МАЛ | багаж до 20 кг | 400 | 1 | 400 | 2400 |
перегруз в вертолете | за 1 кг | 4,5 | |||
размещение в БЛ** | место под палатку | 5 | 2 | 10 | 30 |
экологический сбор*** | 2 | 21 | 30 | 180 | |
мед.обслуживание** | осмотр врача | 1 | 3 | 3 | 18 |
регистрация в КСС*** | 1 | 21 | 21 | 126 | |
инфраструктура Б/Лагеря** | TV,charge,toilet | 2 | 3 | 6 | 36 |
самолет Москва-Екатеринбург-Душанбе (туда и обратно) | 327 | 1 | 327 | 1962 | |
самолет Душанбе-Москва | 253 | 1 | 253 | 1265 | |
итого | 1340 | 7697 |
*-обязательно
**-по кол-ву дней в баз лагере МАЛ
***-по кол-ву дней похода
Итоги, выводы и рекомендации по прохождению маршрута
Маршрут до конца не пройден, но тем не менее получен опыт прохождения перевалов 3А и данный маршрут можно оценить как н/к с элеменатми 5 к.с. По результатам похода получен опыт работы со страховой компанией СК Альянс (Allianz) и global voyager assistance - опыт отрицательный, в дальнейшем необходимо избегать страховаться в этих компаниях.
На прохождение каждого крупного ледника необходимо закладывать отдельный день.
Копия маршрутной книжки
Перечень перевалов на фотографиях
Название (категория, высота) | фотография № |
пер. Ваньванский верх (2А,4297 м.) | 11 |
пер. Молдаванка (2Б,4700 м.) | 18,29,34,36,42 |
пер. Егорова (2А*,4700 м.) | 18,29,34,36,42 |
пер. Цандера (3А, 5119 м) (3А,5119 м.) | 19,20,34,36,42 |
пер. Пулковский 1 (1Б,4408 м.) | 13,17,20 |
пер. Дочерний (1Б,4700 м.) | 21 |
пер. Пулковский 2 (2А,4800 м.) | 21,36 |
пер. Беседина (3А,5190 м.) | 37,38,39,40,41,50 |
пер. Шокальского Ю (3Б,5495 м.) | 29,34,42 |
пер. Хаджибей (3А,5350 м.) | 34 |
пер. Бивачный (2Б,5381 м.) | 34,42 |
пер. Туполева (3Б*,5930 м.) | 42 |
пер. Гармо (3Б,5700 м.) | 42 |
пер. Крыленко-Блещунова (3А,5379 м.) | 42 |
пер. Дарвазский кругозор (3Б*,5713 м.) | 42 |
пер. Шокальского (3Б,5607 м.) | 42 |
пер. Шокальского Сев (3А,5450 м.) | 42 |
пер. 30 лет Победы (3Б,5450 м.) | 43,50 |
пер. Каунас (2А,4900 м.) | 46 |
пер. Пилота Сачко (2А,4700 м.) | 46 |
пер. Узбекского Спартака (2А*,5000 м.) | 48 |
пер. Аводара (2А,4950 м.) | 50 |
пер. Литовских туристов (2А*,4700 м.) | 61,66 |
пер. Юбилейный (2Б,4700 м.) | 62,63,65,69,70,71,73 |
пер. Жанны Д'Арк (2А,4542 м.) | 66 |
пер. Альтернатива (2А,4800 м.) | 72 |
пер. Наблюдений (3А,5350 м.) | 75 |
пер. Пеший Юж (Сугран) (1Б*,4343 м.) | 78,79 |
фотоальбом
трек похода
карты топографические
карта хребтовка